По этой причине все в нашем Мире имеет свою противоположность.
Небо — духовное начало жизни, земля — материальное. Свет — активное развитие всех жизненных процессов, тьма — их торможение. Именно это позволяет миру жить. Отвергая в мире хоть какую-то его часть, мы идем против Бога, разрушаем мир, а значит, себя. Поэтому — любите врагов, именно они заставляют нас стремиться к совершенству.
Религиозной традицией принято делить мир на добро и зло. Все то, что созидательно, что прекрасно, естественно и гармонично, все то, что направлено на развитие человека, все, что ведет его к радости, счастью, что укрепляет и возвышает его дух, все, что правдиво и честно, — мы называем добром, считая, что оно исходит от Бога. Все, что разрушительно и гадко, противоестественно человеческой природе, все, что нарушает гармонию, что направлено на подавление человека и ведет его к животному страху, к растлению души и потере духовных устремлений, все, что построено на лжи и обмане, — мы называем злом, считая, что исходит оно от Дьявола.
Но, к сожалению, человек слишком часто не знает, где добро, а где зло, поскольку рассматривает все происходящее лишь с позиции своих эгоистических сиюминутных интересов. К тому же и добро и зло являются лишь двумя необходимыми для развития противоположностями, которые создал сам Бог (Кто же еще?) Как это ни парадоксально, любое зло в конечном итоге приводит к укреплению добра. Даже Вторая мировая война сослужила добрую службу, ведь Мир ужаснулся настолько, что уже не может помышлять о новой мировой войне, стремление к мировому господству стало однозначно восприниматься как самое страшное зло. А ведь до того во все времена войны считались естественным продолжением политики, государственные деятели, развивающие военное могущество страны и ведущие захватнические войны, считались национальными героями. Сегодня такие политики воспринимаются как безумцы. Разве это не счастье?
Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, можно сказать, тоже послужили миру. Именно они, как это ни странно, дали надежду на то, что Мир не погибнет в ядерном всесожжении, поскольку все народы содрогнулись от ужаса 6 и 9 августа 1945 года и что-то стало изменяться в их сознании. Так зло заставило просветлеть головы людей и сделало их души мудрее.
Вместе с тем любое добро, проявленное чрезмерно и неумело, порождает зло. Вот первые большевики поставили благородную цель — осчастливить всех бедных, несчастных и подавляемых, избавить их от зла, а в результате Октябрьская революция принесла еще большее горе, противоестественность, разрушение. Прикрываясь светлыми идеями Иисуса, религиозные служители в средние века служили Дьяволу, развязывая войны, подавляя души «еретиков», сея страх, насильно обращая в свою веру, порождая жестокость и ненависть.
Бесконечное противостояние добра и зла развивает человека, заставляет его распознавать ложь и признавать зло как необходимый для себя урок. Лишь осознавая эти уроки, человек перестает быть эгоцентричным, безудержным в своих желаниях жестоким животным и превращается постепенно в Божественного Человека. Как бы ни было горько, необходимо признать, что человек становится мудрее и добрее, только проходя через страдания. Не беда, что процесс идет медленно, важно, что он идет. И он не остановится, ведь им управляет сам Бог (кто же еще?).
Таким образом, все зло, все страдание в мире определено высшими законами. Как это ни трудно признать, но мы всегда получаем только то, что заслуживаем.
Впрочем, мы немного отвлеклись от нашей темы.
Итак, все существующие в природе предметы и явления имеют два противоположных начала. Вся энергия мира разделена на Инь- и Ян-энергию.
Ян — творческое, мужское начало, активная солнечная энергия. Это Свет, движение, созидание и разрушение. Это энергия, преобразующая Мир.
Инь — пассивное, женское начало, отраженная, лунная энергия. Это Тьма, торможение, стабилизация и покой. Это энергия, преобразуемая янским, творческим началом.
На первый взгляд они действительно не имеют ничего общего. Один современный «мудрец» сказал, что мужчины и женщины — две параллельно существующие цивилизации, будучи противоположны во всем, они не могут существовать рядом, не причиняя друг другу вреда.
Эзотерика думает иначе. Что такое Свет без Тьмы? Как узнает Свет, что он Свет, если рядом не будет Тьмы? Как узнает Тьма, что она Тьма, если рядом не будет Света? Кто захочет раскрыть глубокие тайны Тьмы? Только Свет. Кто позволит Свету проявить себя? Только Тьма. По образному выражению китайского мудреца, Инь и Ян — две створки раковины, внутри которой рождается прекрасная жемчужина — Мироздание.
В природе нет и не может быть чистого Инь или чистого Ян, но только разделение пространства на полярные вещи позволяет идти развитию. Энергия пространства (Ян) ограничивается формой (Инь), создавая миры.
Все сущее в нашем мире рождается во взаимодействии между Инь и Ян, которое характеризуется четырьмя принципами.
Взаимозависимость — первый принцип. Противоположности едины и неразрывны. Где свет, там обязательно рядом тьма, рядом с радостью ходит грусть, а рядом с холодом есть и тепло. Активность сопровождается усталостью, а пассивность влечет за собой накопление активности. Инь и Ян не могут существовать отдельно. Люди узнали о том, что есть добро, только тогда, когда сами создали зло. Прохладный ветерок благостен в жару, без нее его никто не замечает. Жаркую печь ценят лишь в мороз, а глоток воды — когда мучит жажда.
Когда же энергии Инь-Ян находятся в равновесии, мы просто живем, а потом вспоминаем это время как самое счастливое. Равновесие гармонии между двумя противоположными энергиями отражено в Божественной монаде, где Инь и Ян сплетены воедино и полностью уравновешены (рис. 1).Человек в идеале способен достичь гармонии своих внутренних энергий, и тогда никакие несчастья и катаклизмы не будут с ним происходить, в этом просто не будет необходимости, он обретет Божественность. Несчастья нужны нам лишь для того, чтобы мы осознавали суть Божественной гармонии Мира и стремились к ней.
Например, человек считает, что главная задача его жизни — карьера. Он теряет семью. Конечно, если бы у него спросили, что важнее для тебя: семья или успех, он, возможно, сказал бы, что семья. А вот жил он по-другому. В его системе ценностей именно карьере всегда отводилось первое место, его всегда раздражало, когда приходилось тратить время на семью. Вы можете спорить, а можете размышлять. Неумолимым остается закон, заставляющий нас уравновешивать наши желания.
Религиозной традицией принято делить мир на добро и зло. Все то, что созидательно, что прекрасно, естественно и гармонично, все то, что направлено на развитие человека, все, что ведет его к радости, счастью, что укрепляет и возвышает его дух, все, что правдиво и честно, — мы называем добром, считая, что оно исходит от Бога. Все, что разрушительно и гадко, противоестественно человеческой природе, все, что нарушает гармонию, что направлено на подавление человека и ведет его к животному страху, к растлению души и потере духовных устремлений, все, что построено на лжи и обмане, — мы называем злом, считая, что исходит оно от Дьявола.
Но, к сожалению, человек слишком часто не знает, где добро, а где зло, поскольку рассматривает все происходящее лишь с позиции своих эгоистических сиюминутных интересов. К тому же и добро и зло являются лишь двумя необходимыми для развития противоположностями, которые создал сам Бог (Кто же еще?) Как это ни парадоксально, любое зло в конечном итоге приводит к укреплению добра. Даже Вторая мировая война сослужила добрую службу, ведь Мир ужаснулся настолько, что уже не может помышлять о новой мировой войне, стремление к мировому господству стало однозначно восприниматься как самое страшное зло. А ведь до того во все времена войны считались естественным продолжением политики, государственные деятели, развивающие военное могущество страны и ведущие захватнические войны, считались национальными героями. Сегодня такие политики воспринимаются как безумцы. Разве это не счастье?
Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, можно сказать, тоже послужили миру. Именно они, как это ни странно, дали надежду на то, что Мир не погибнет в ядерном всесожжении, поскольку все народы содрогнулись от ужаса 6 и 9 августа 1945 года и что-то стало изменяться в их сознании. Так зло заставило просветлеть головы людей и сделало их души мудрее.
Вместе с тем любое добро, проявленное чрезмерно и неумело, порождает зло. Вот первые большевики поставили благородную цель — осчастливить всех бедных, несчастных и подавляемых, избавить их от зла, а в результате Октябрьская революция принесла еще большее горе, противоестественность, разрушение. Прикрываясь светлыми идеями Иисуса, религиозные служители в средние века служили Дьяволу, развязывая войны, подавляя души «еретиков», сея страх, насильно обращая в свою веру, порождая жестокость и ненависть.
Бесконечное противостояние добра и зла развивает человека, заставляет его распознавать ложь и признавать зло как необходимый для себя урок. Лишь осознавая эти уроки, человек перестает быть эгоцентричным, безудержным в своих желаниях жестоким животным и превращается постепенно в Божественного Человека. Как бы ни было горько, необходимо признать, что человек становится мудрее и добрее, только проходя через страдания. Не беда, что процесс идет медленно, важно, что он идет. И он не остановится, ведь им управляет сам Бог (кто же еще?).
Таким образом, все зло, все страдание в мире определено высшими законами. Как это ни трудно признать, но мы всегда получаем только то, что заслуживаем.
Впрочем, мы немного отвлеклись от нашей темы.
Итак, все существующие в природе предметы и явления имеют два противоположных начала. Вся энергия мира разделена на Инь- и Ян-энергию.
Ян — творческое, мужское начало, активная солнечная энергия. Это Свет, движение, созидание и разрушение. Это энергия, преобразующая Мир.
Инь — пассивное, женское начало, отраженная, лунная энергия. Это Тьма, торможение, стабилизация и покой. Это энергия, преобразуемая янским, творческим началом.
На первый взгляд они действительно не имеют ничего общего. Один современный «мудрец» сказал, что мужчины и женщины — две параллельно существующие цивилизации, будучи противоположны во всем, они не могут существовать рядом, не причиняя друг другу вреда.
Эзотерика думает иначе. Что такое Свет без Тьмы? Как узнает Свет, что он Свет, если рядом не будет Тьмы? Как узнает Тьма, что она Тьма, если рядом не будет Света? Кто захочет раскрыть глубокие тайны Тьмы? Только Свет. Кто позволит Свету проявить себя? Только Тьма. По образному выражению китайского мудреца, Инь и Ян — две створки раковины, внутри которой рождается прекрасная жемчужина — Мироздание.
В природе нет и не может быть чистого Инь или чистого Ян, но только разделение пространства на полярные вещи позволяет идти развитию. Энергия пространства (Ян) ограничивается формой (Инь), создавая миры.
Все сущее в нашем мире рождается во взаимодействии между Инь и Ян, которое характеризуется четырьмя принципами.
Взаимозависимость — первый принцип. Противоположности едины и неразрывны. Где свет, там обязательно рядом тьма, рядом с радостью ходит грусть, а рядом с холодом есть и тепло. Активность сопровождается усталостью, а пассивность влечет за собой накопление активности. Инь и Ян не могут существовать отдельно. Люди узнали о том, что есть добро, только тогда, когда сами создали зло. Прохладный ветерок благостен в жару, без нее его никто не замечает. Жаркую печь ценят лишь в мороз, а глоток воды — когда мучит жажда.
Когда же энергии Инь-Ян находятся в равновесии, мы просто живем, а потом вспоминаем это время как самое счастливое. Равновесие гармонии между двумя противоположными энергиями отражено в Божественной монаде, где Инь и Ян сплетены воедино и полностью уравновешены (рис. 1).Человек в идеале способен достичь гармонии своих внутренних энергий, и тогда никакие несчастья и катаклизмы не будут с ним происходить, в этом просто не будет необходимости, он обретет Божественность. Несчастья нужны нам лишь для того, чтобы мы осознавали суть Божественной гармонии Мира и стремились к ней.
Например, человек считает, что главная задача его жизни — карьера. Он теряет семью. Конечно, если бы у него спросили, что важнее для тебя: семья или успех, он, возможно, сказал бы, что семья. А вот жил он по-другому. В его системе ценностей именно карьере всегда отводилось первое место, его всегда раздражало, когда приходилось тратить время на семью. Вы можете спорить, а можете размышлять. Неумолимым остается закон, заставляющий нас уравновешивать наши желания.
Если мы осознаём его и стремимся к равновесию, тогда несчастья уже не случаются.
Если вы склонны впадать то в безудержный Ян, то в беспросветный Инь, такова и будет ваша судьба. Все в ней будет безмерно: и радость, и горе. Но будете ли вы счастливы? Если равновесие гармонии вам кажется скучным, что ж, значит, вы пока что не встречались с этим счастьем, все у вас впереди. А противоположности для того и созданы, чтобы, кружась в них, совершенствовалась душа человека. И вы имеете право кружиться в них сколько угодно: две, три жизни, столетия и тысячелетия. Мудрые небеса позволяют вам самим осознать свои ошибки, самим прийти к потребности в гармонии.
Борьба противоположностей — принцип второй. Абсолютное равновесие недостижимо. Ведь тогда Божественная энергия вновь станет непроявленной, Мир просто исчезнет. Между Инь и Ян всегда идет борьба. Какая же тьма позволит, чтобы свет проник всюду?! Какой же свет позволит, чтобы тьма поглотила все его лучи?!
Земной Мир людей всегда будет полон противоречий и насыщен борьбой противоположностей. Это изначально заложено в природе человека: материальное, телесное начало противостоит духу, жаждущему света и свободы, разум спорит с чувствами, желания — с необходимостью.
Но, заметьте, век от века эти противоречия становятся все более утонченными. В средние века обычный человек страдал от ограничения свободы, только если его сажали в тюрьму да на хлеб и воду. Сегодня люди ощущают несвободу, имея скучную работу
или нелюбимого супруга. Сегодня мы можем чувствовать себя рабами большого города и страдать не меньше, чем рабы на хлопковой плантации. Меняется жизнь, меняются причины страданий, но не меняются сами страдания. Потеряв работу, мы можем получить стресс такой силы, что заболеем и умрем. А утратив взаимопонимание с ближними, можем потерять интерес к жизни. Постепенно страдания перемещаются все больше в сферу тонких чувств и разума. Мы уже начинаем всерьез страдать оттого, что не понимаем смысла своей жизни, своего предназначения. Это естественный и закономерный процесс развития человеческого существа.
Бог и Дьявол живут в каждой душе. Стремление строить и пользоваться уже построенным, соглашаться и отстаивать свое мнение, стремление любить и отказ от любых сильных чувств, желание прощать и наказывать — все наше, все родное. Как мы с этим живем? Как справляемся?
Ритмично раскачиваясь от одного полюса к другому, мы можем делать это с разной амплитудой. Большая амплитуда — это когда разрушать, так уж до основания, а строить — так непременно чтобы всех поразить масштабностью. Это все русской душе весьма знакомо. Пахать так пахать, пока в борозду не завалишься, гулять так гулять, до последнего гроша в кармане. Коли друг, так и последней рубашки не жалко, коль стал вдруг врагом, то только смертельным. Сколько привлекательной силы! Сколько детской непосредственности! Как мы этим гордимся! Любить так любить, чтоб искры из глаз от счастья сыпались. А уж страдать — так непременно до гробовой доски. Впрочем, вовсе не только русские люди склонны к широкой амплитуде раскачивания судьбы. Герои Шекспира и Джека Лондона не менее азартны, и они пользуются не меньшей популярностью в мире, чем герои Достоевского и Островского, Тургенева и Толстого.
Да и то сказать, что уж за счастье — жить в пол силы! Человек, экономящий чувства и средства, вызывает легкое презрение. Он похож на навозного жука, счастливого оттого, что просидел всю жизнь в тепле, поскольку не знал, да и не хотел знать, что, кроме тепла от преющего навоза, есть еще и горячие лучи солнца. Но разве сокращает «навозный жук» амплитуду раскачивания своей судьбы? Ничуть! Он просто создает другие критерии добра и зла. Взгляните, как все просто.
Тот, кто хочет «жить так уж жить», провозглашает янские энергии мира как добро, а иньские как зло. Поэтому, когда в его жизни наступает торможение и ему некуда потратить свои силы, чувства или средства, он страдает, яростно стремясь к противоположному полюсу (например, от любви к ненависти). Но все это происходит внутри полюса янских энергий! С той же яростью, с той же амплитудой «навозный жук» выбирает полюс иньских энергий как добро, а полюс янских — как зло. Каждый раз, когда он вынужден растрачивать силы, чувства или средства, он страдает, стремясь к накоплению. И, стало быть, они по существу ничем не отличаются друг от друга. Оба, отстаивая свои позиции, не понимают, насколько далеки от гармонии.
Вы уже догадываетесь, что путь к равновесию лежит через сокращение амплитуды раскачивания между полюсами энергий Инь и Ян. Борьба противоположностей неизбежно будет происходить внутри нас. Следует воспринимать ее как непременное условие развития нашей души. И действительно, только в этой внутренней борьбе мы и способны приходить к -•состоянию мудрости.
Но вот чего не стоит делать, так это воспринимать полюса Инь и Ян как добро и зло. Расставания так же полезны, как и встречи, болезнь — хороший повод к размышлениям о своей жизни. Неприятности замечательно демонстрируют нам наши ошибки.
Удачи —повод к тому, чтобы насладиться радостью жизни. (А вовсе не повод к тому, чтобы возгордиться и нащелкать по носу недоброжелателя.) Когда можно накапливать, следует собирать силы, средства, душевное тепло. Когда пришло время растратить, следует отдавать не сожалея. Как все просто! Но кто так живет?
Всегда плохо, когда мы воспринимаем свою жизнь как бесконечную борьбу со злом. Гораздо лучше, когда нам удается смотреть на происходящие события, как на условия бесконечного совершенствования. Это позволяет человеку перевести борьбу противоположностей из мира внешнего в мир внутренний и тем самым прекратить борьбу с ветряными мельницами, а начать настоящую работу по развитию собственного сознания. Любое наше сильное чувство следует уравновесить, для начала, его противоположностью. Если чувствуете ненависть, отыщите в себе любовь, страдаете расточительностью — выращивайте в себе бережливость. Не случайно Иисус две тысячи лет назад призывал к смирению, видя, как мир наполняет лишь энергия агрессии, завоевания места под солнцем.
Иными словами, не стоит искать Дьявола в мире внешнем, но стоит распознать его в мире внутреннем. Такое самопознание уже способно принести счастливые перемены в самоощущении. Они позволят вовремя проявлять активность и вовремя тормозить. А внешне будет казаться, что все происходит, как всегда, случайно.
Взаимопроникновение — принцип третий. Взгляните на монаду. Между Инь и Ян мягкая извилистая линия. Она символизирует состояние, при котором между двумя противоположными энергиями нет строго очерченной границы.
Нет резкого перехода от дневного света к темноте ночи. Есть утро, когда солнечный свет нежно тормошит ночь, пробуждая ее ото сна. Есть вечер, когда ночь окутывает день мягким покрывалом, успокаивает его и усыпляет. И так во всем, что гармонично.
«Гром среди ясного неба» происходит тогда, когда гармония нарушена.
Инь и Ян в своей постоянной борьбе все время отодвигают границу между собой то в одну, то в другую сторону. Так и в энергиях человека: иньское состояние грусти, печали можно потеснить, если заняться работой, требующей янских, активных энергий или включиться в подвижный отдых. Поэтому от меланхолии в былые времена спасались в путешествиях. А вот после напряженной работы, связанной с бурным общением, лучше отправиться в деревню (или на дачу), в тишину и покой, туда, где само время, кажется, остановилось.
Но это не все. Глядя на монаду, мы видим, что в каждой из энергий есть капелька ее противоположности. Нет и не может быть абсолютной энергии Инь или абсолютной Ян. Они всегда находятся в том или ином процессе взаимопроникновения. И в каждом Ян всегда есть капелька Инь, а в каждом Инь всегда есть капелька Ян. В самую темную ночь всегда найдется немного света, чтобы увидеть то, что ближе всего. В самый ясный день можно отыскать тень, где ты мог бы слегка передохнуть. Среди полного счастья ты неизбежно находишь капельку грусти. В полном отчаянии всегда остается островок надежды. Автор множества книг по интегральной йоге Сатпрем находился в фашистском концлагере, когда среди темных, напряженных размышлений он нашел свет в собственном разуме. Этот свет привел его в дальнейшем к великому индийскому мыслителю Шри Ауробиндо, к великим знаниям и великому счастью познания. Книгу Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» следует прочесть каждому, кто всерьез хочет постичь себя.
Взаимные превращения — принцип четвертый. Как мы знаем, существует всеобщий закон сохранения энергии. Энергия Мироздания едина. Ее не убывает и не прибывает. В этом залог жизнестойкости и стабильной подвижности всей огромной макросистемы Космоса.
Например, вас переполняет раздражение, бурные эмоции клокочут в горле. Это энергии янские, и, судя по тому, как вы «разошлись», иньских энергий торможения в вашем организме сейчас крайне мало. А куда вы их подевали, ведь еще минуту назад вы расслабленно полулежали, читая газету? И откуда вдруг взялась эта мощная янская волна? Энергия вашего тела осталась неизменна количественно, но существенно поменялась качественно. Вы осуществили почти мгновенное превращение иньской энергии в янскую.
Хорошо, если вам в голову придет сейчас разумная мысль, и тогда, сказав «пару ласковых слов», вы сумеете вновь осуществить теперь уже обратное превращение своих энергий. Но если с разумностью пока еще не все в порядке, то, побушевав с полчаса, а затем еще часа два понервничав после «события», вы потеряете изрядное количество жизненных сил. А восстанавливать энергетический потенциал умеете? Нет. Слабые места в своем здоровье знаете? Да. Тогда пора принимать таблетки.
О специальных способах восстановления своих сил поговорим чуть позже. А сейчас важно понять, что преобразование энергий из одного качества в другое происходит легко. Спонтанные превращения вы можете наблюдать у себя довольно часто. А вот что касается осознанных действий, тут все сложнее.
Например, с вечера вы решили, что непременно стоит заниматься утренней зарядкой. Вы проснулись утром, энергия у вас есть в достаточном количестве, но она иньская, дремлющая, тормозящая. Усилием воли «через не хочу», пожалуй, не стоит заставлять себя, ведь вы получите вместе с зарядкой отрицательную эмоцию. И тогда всякий раз, как вы подумаете о зарядке, вы вспомните свое неприятное ощущение. Парадокс: зарядка должна приносить радость телу, янскую подвижность и легкость, но она принесет ощущение иньской подавленности, тягучести. От этого захочется избавиться, и идея утренних занятий благополучно погибнет.
Чтобы грамотно справиться с ленью, стоит походить немного по дому, выпить стакан теплой воды (что, кстати, благоприятно и для многих внутренних органов), настроить свои мысли на благоприятный лад, включить энергичную мелодию (если только вы не помешаете домашним). Вместе с ощущением большей подвижности тела появились янские энергии. Теперь вы легко сделаете зарядку, она принесет положительную эмоцию. Организм запомнит ее как нечто приятное и захочет повторить снова и снова.
Сознательное превращение одной энергии в другую не только полезно, оно позволяет сохранять силы и здоровье. Но иногда важно как раз не позволить энергиям превратиться в свою противоположность.
Приходите вы к назначенному сроку в некую организацию, где должны быть готовы ваши документы. А вам говорят, что, оказывается, необходима еще одна бумажка, но по недосмотру вам сообщают это только сейчас. Ваши спокойные и благостные инь-ские энергии с большой скоростью начинают трансформироваться в энергии янские. Вы испытываете желание кое-кого убить, а лучше разгромить все это здание, отравляющее вашу жизнь своим существованием. Попробуем приостановить процесс превращения энергий. Можете вы что-то сейчас изменить? Конечно, можно попробовать кому-то что-то объяснить, кого-то попросить, убедить, пообещать, что завтра вы непременно принесете недостающую бумажку, но пусть вам выдадут документ, ведь он вам нужен сегодня. При этом старайтесь не выходить из иньского состояния. Когда уже ясно, что все попытки тщетны, молча уходите, садитесь на ближайшую скамеечку и минут 10—15 дышите глубоко и медленно, стараясь ни о чем не думать. Только после этого отправляйтесь в путь прогулочным шагом, обдумывая, как вам теперь быть. Что вы сделали? Вы сохранили здоровье и сумели смиренно воспринять кармические условия своей жизни. Общий принцип превращения энергий друг в друга, а также и сохранение их в нужном состоянии один, необходимо совершить что-то небольшое в нужном ключе и тем самым запустить преобразование в желаемом направлении. С множеством конкретных приемов у нас еще будет возможность познакомиться, а пока продолжим знакомство с основами, без которых немыслимо хоть что-то понять о себе и о мире. И тем более немыслимо научиться саморегуляции
Если вы склонны впадать то в безудержный Ян, то в беспросветный Инь, такова и будет ваша судьба. Все в ней будет безмерно: и радость, и горе. Но будете ли вы счастливы? Если равновесие гармонии вам кажется скучным, что ж, значит, вы пока что не встречались с этим счастьем, все у вас впереди. А противоположности для того и созданы, чтобы, кружась в них, совершенствовалась душа человека. И вы имеете право кружиться в них сколько угодно: две, три жизни, столетия и тысячелетия. Мудрые небеса позволяют вам самим осознать свои ошибки, самим прийти к потребности в гармонии.
Борьба противоположностей — принцип второй. Абсолютное равновесие недостижимо. Ведь тогда Божественная энергия вновь станет непроявленной, Мир просто исчезнет. Между Инь и Ян всегда идет борьба. Какая же тьма позволит, чтобы свет проник всюду?! Какой же свет позволит, чтобы тьма поглотила все его лучи?!
Земной Мир людей всегда будет полон противоречий и насыщен борьбой противоположностей. Это изначально заложено в природе человека: материальное, телесное начало противостоит духу, жаждущему света и свободы, разум спорит с чувствами, желания — с необходимостью.
Но, заметьте, век от века эти противоречия становятся все более утонченными. В средние века обычный человек страдал от ограничения свободы, только если его сажали в тюрьму да на хлеб и воду. Сегодня люди ощущают несвободу, имея скучную работу
или нелюбимого супруга. Сегодня мы можем чувствовать себя рабами большого города и страдать не меньше, чем рабы на хлопковой плантации. Меняется жизнь, меняются причины страданий, но не меняются сами страдания. Потеряв работу, мы можем получить стресс такой силы, что заболеем и умрем. А утратив взаимопонимание с ближними, можем потерять интерес к жизни. Постепенно страдания перемещаются все больше в сферу тонких чувств и разума. Мы уже начинаем всерьез страдать оттого, что не понимаем смысла своей жизни, своего предназначения. Это естественный и закономерный процесс развития человеческого существа.
Бог и Дьявол живут в каждой душе. Стремление строить и пользоваться уже построенным, соглашаться и отстаивать свое мнение, стремление любить и отказ от любых сильных чувств, желание прощать и наказывать — все наше, все родное. Как мы с этим живем? Как справляемся?
Ритмично раскачиваясь от одного полюса к другому, мы можем делать это с разной амплитудой. Большая амплитуда — это когда разрушать, так уж до основания, а строить — так непременно чтобы всех поразить масштабностью. Это все русской душе весьма знакомо. Пахать так пахать, пока в борозду не завалишься, гулять так гулять, до последнего гроша в кармане. Коли друг, так и последней рубашки не жалко, коль стал вдруг врагом, то только смертельным. Сколько привлекательной силы! Сколько детской непосредственности! Как мы этим гордимся! Любить так любить, чтоб искры из глаз от счастья сыпались. А уж страдать — так непременно до гробовой доски. Впрочем, вовсе не только русские люди склонны к широкой амплитуде раскачивания судьбы. Герои Шекспира и Джека Лондона не менее азартны, и они пользуются не меньшей популярностью в мире, чем герои Достоевского и Островского, Тургенева и Толстого.
Да и то сказать, что уж за счастье — жить в пол силы! Человек, экономящий чувства и средства, вызывает легкое презрение. Он похож на навозного жука, счастливого оттого, что просидел всю жизнь в тепле, поскольку не знал, да и не хотел знать, что, кроме тепла от преющего навоза, есть еще и горячие лучи солнца. Но разве сокращает «навозный жук» амплитуду раскачивания своей судьбы? Ничуть! Он просто создает другие критерии добра и зла. Взгляните, как все просто.
Тот, кто хочет «жить так уж жить», провозглашает янские энергии мира как добро, а иньские как зло. Поэтому, когда в его жизни наступает торможение и ему некуда потратить свои силы, чувства или средства, он страдает, яростно стремясь к противоположному полюсу (например, от любви к ненависти). Но все это происходит внутри полюса янских энергий! С той же яростью, с той же амплитудой «навозный жук» выбирает полюс иньских энергий как добро, а полюс янских — как зло. Каждый раз, когда он вынужден растрачивать силы, чувства или средства, он страдает, стремясь к накоплению. И, стало быть, они по существу ничем не отличаются друг от друга. Оба, отстаивая свои позиции, не понимают, насколько далеки от гармонии.
Вы уже догадываетесь, что путь к равновесию лежит через сокращение амплитуды раскачивания между полюсами энергий Инь и Ян. Борьба противоположностей неизбежно будет происходить внутри нас. Следует воспринимать ее как непременное условие развития нашей души. И действительно, только в этой внутренней борьбе мы и способны приходить к -•состоянию мудрости.
Но вот чего не стоит делать, так это воспринимать полюса Инь и Ян как добро и зло. Расставания так же полезны, как и встречи, болезнь — хороший повод к размышлениям о своей жизни. Неприятности замечательно демонстрируют нам наши ошибки.
Удачи —повод к тому, чтобы насладиться радостью жизни. (А вовсе не повод к тому, чтобы возгордиться и нащелкать по носу недоброжелателя.) Когда можно накапливать, следует собирать силы, средства, душевное тепло. Когда пришло время растратить, следует отдавать не сожалея. Как все просто! Но кто так живет?
Всегда плохо, когда мы воспринимаем свою жизнь как бесконечную борьбу со злом. Гораздо лучше, когда нам удается смотреть на происходящие события, как на условия бесконечного совершенствования. Это позволяет человеку перевести борьбу противоположностей из мира внешнего в мир внутренний и тем самым прекратить борьбу с ветряными мельницами, а начать настоящую работу по развитию собственного сознания. Любое наше сильное чувство следует уравновесить, для начала, его противоположностью. Если чувствуете ненависть, отыщите в себе любовь, страдаете расточительностью — выращивайте в себе бережливость. Не случайно Иисус две тысячи лет назад призывал к смирению, видя, как мир наполняет лишь энергия агрессии, завоевания места под солнцем.
Иными словами, не стоит искать Дьявола в мире внешнем, но стоит распознать его в мире внутреннем. Такое самопознание уже способно принести счастливые перемены в самоощущении. Они позволят вовремя проявлять активность и вовремя тормозить. А внешне будет казаться, что все происходит, как всегда, случайно.
Взаимопроникновение — принцип третий. Взгляните на монаду. Между Инь и Ян мягкая извилистая линия. Она символизирует состояние, при котором между двумя противоположными энергиями нет строго очерченной границы.
Нет резкого перехода от дневного света к темноте ночи. Есть утро, когда солнечный свет нежно тормошит ночь, пробуждая ее ото сна. Есть вечер, когда ночь окутывает день мягким покрывалом, успокаивает его и усыпляет. И так во всем, что гармонично.
«Гром среди ясного неба» происходит тогда, когда гармония нарушена.
Инь и Ян в своей постоянной борьбе все время отодвигают границу между собой то в одну, то в другую сторону. Так и в энергиях человека: иньское состояние грусти, печали можно потеснить, если заняться работой, требующей янских, активных энергий или включиться в подвижный отдых. Поэтому от меланхолии в былые времена спасались в путешествиях. А вот после напряженной работы, связанной с бурным общением, лучше отправиться в деревню (или на дачу), в тишину и покой, туда, где само время, кажется, остановилось.
Но это не все. Глядя на монаду, мы видим, что в каждой из энергий есть капелька ее противоположности. Нет и не может быть абсолютной энергии Инь или абсолютной Ян. Они всегда находятся в том или ином процессе взаимопроникновения. И в каждом Ян всегда есть капелька Инь, а в каждом Инь всегда есть капелька Ян. В самую темную ночь всегда найдется немного света, чтобы увидеть то, что ближе всего. В самый ясный день можно отыскать тень, где ты мог бы слегка передохнуть. Среди полного счастья ты неизбежно находишь капельку грусти. В полном отчаянии всегда остается островок надежды. Автор множества книг по интегральной йоге Сатпрем находился в фашистском концлагере, когда среди темных, напряженных размышлений он нашел свет в собственном разуме. Этот свет привел его в дальнейшем к великому индийскому мыслителю Шри Ауробиндо, к великим знаниям и великому счастью познания. Книгу Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» следует прочесть каждому, кто всерьез хочет постичь себя.
Взаимные превращения — принцип четвертый. Как мы знаем, существует всеобщий закон сохранения энергии. Энергия Мироздания едина. Ее не убывает и не прибывает. В этом залог жизнестойкости и стабильной подвижности всей огромной макросистемы Космоса.
Например, вас переполняет раздражение, бурные эмоции клокочут в горле. Это энергии янские, и, судя по тому, как вы «разошлись», иньских энергий торможения в вашем организме сейчас крайне мало. А куда вы их подевали, ведь еще минуту назад вы расслабленно полулежали, читая газету? И откуда вдруг взялась эта мощная янская волна? Энергия вашего тела осталась неизменна количественно, но существенно поменялась качественно. Вы осуществили почти мгновенное превращение иньской энергии в янскую.
Хорошо, если вам в голову придет сейчас разумная мысль, и тогда, сказав «пару ласковых слов», вы сумеете вновь осуществить теперь уже обратное превращение своих энергий. Но если с разумностью пока еще не все в порядке, то, побушевав с полчаса, а затем еще часа два понервничав после «события», вы потеряете изрядное количество жизненных сил. А восстанавливать энергетический потенциал умеете? Нет. Слабые места в своем здоровье знаете? Да. Тогда пора принимать таблетки.
О специальных способах восстановления своих сил поговорим чуть позже. А сейчас важно понять, что преобразование энергий из одного качества в другое происходит легко. Спонтанные превращения вы можете наблюдать у себя довольно часто. А вот что касается осознанных действий, тут все сложнее.
Например, с вечера вы решили, что непременно стоит заниматься утренней зарядкой. Вы проснулись утром, энергия у вас есть в достаточном количестве, но она иньская, дремлющая, тормозящая. Усилием воли «через не хочу», пожалуй, не стоит заставлять себя, ведь вы получите вместе с зарядкой отрицательную эмоцию. И тогда всякий раз, как вы подумаете о зарядке, вы вспомните свое неприятное ощущение. Парадокс: зарядка должна приносить радость телу, янскую подвижность и легкость, но она принесет ощущение иньской подавленности, тягучести. От этого захочется избавиться, и идея утренних занятий благополучно погибнет.
Чтобы грамотно справиться с ленью, стоит походить немного по дому, выпить стакан теплой воды (что, кстати, благоприятно и для многих внутренних органов), настроить свои мысли на благоприятный лад, включить энергичную мелодию (если только вы не помешаете домашним). Вместе с ощущением большей подвижности тела появились янские энергии. Теперь вы легко сделаете зарядку, она принесет положительную эмоцию. Организм запомнит ее как нечто приятное и захочет повторить снова и снова.
Сознательное превращение одной энергии в другую не только полезно, оно позволяет сохранять силы и здоровье. Но иногда важно как раз не позволить энергиям превратиться в свою противоположность.
Приходите вы к назначенному сроку в некую организацию, где должны быть готовы ваши документы. А вам говорят, что, оказывается, необходима еще одна бумажка, но по недосмотру вам сообщают это только сейчас. Ваши спокойные и благостные инь-ские энергии с большой скоростью начинают трансформироваться в энергии янские. Вы испытываете желание кое-кого убить, а лучше разгромить все это здание, отравляющее вашу жизнь своим существованием. Попробуем приостановить процесс превращения энергий. Можете вы что-то сейчас изменить? Конечно, можно попробовать кому-то что-то объяснить, кого-то попросить, убедить, пообещать, что завтра вы непременно принесете недостающую бумажку, но пусть вам выдадут документ, ведь он вам нужен сегодня. При этом старайтесь не выходить из иньского состояния. Когда уже ясно, что все попытки тщетны, молча уходите, садитесь на ближайшую скамеечку и минут 10—15 дышите глубоко и медленно, стараясь ни о чем не думать. Только после этого отправляйтесь в путь прогулочным шагом, обдумывая, как вам теперь быть. Что вы сделали? Вы сохранили здоровье и сумели смиренно воспринять кармические условия своей жизни. Общий принцип превращения энергий друг в друга, а также и сохранение их в нужном состоянии один, необходимо совершить что-то небольшое в нужном ключе и тем самым запустить преобразование в желаемом направлении. С множеством конкретных приемов у нас еще будет возможность познакомиться, а пока продолжим знакомство с основами, без которых немыслимо хоть что-то понять о себе и о мире. И тем более немыслимо научиться саморегуляции